Работники трамвайного управления отмечают знаковое событие. 1 августа 1988 года первый трамвай с пассажирами отправился на завод. С этого дня началась постоянная и бесперебойная доставка нефтепереработчиков к НПЗ. Что же сегодня представляет собой трамвайное депо и какие изменения произошли в управлении за двадцать с небольшим лет.
Точные, как дорогие часы, мозырские трамваи ежедневно перевозят порядка 5 тысяч человек. В основном это сотрудники Мозырского НПЗ, однако не малую часть пассажиров составляют работники предприятий промзоны и дачники. До пуска первого трамвая заводчан привозили на автобусах. Сплошной транспортный поток еще в 70-е доставлял не мало неудобств. Это были первые пробки на дорогах города. Ситуацию решили менять кардинально.
Сегодня, когда весь цивилизованный мир обеспокоен проблемами экологии, заводчане добираются на рабочие места на экологическом транспорте. Быстро, всегда вовремя и при этом экономно. За год трамваи доставляют на завод около двух миллионов человек, затрачивая энергию, которую потребляют за этот же промежуток всего 1100 квартир, а это 16 девятиэтажных домов. Элементарный расчет показывает, как много людей можно перевезти и как мало при этом нужно затратить энергии. Но не человеческих усилий.
Трамвай следует по автономному пути. Даже в час пик, когда утром поток автомобилей направляется в сторону завода или вечером в город, этот транспорт идет строго по расписанию без вынужденного ожидания. Экономичный, вместительный, а главное — экологически безопасный, трамвай может за раз перевести около 100 человек. Сегодня в управлении обслуживают 54 трамвая. Из них 47 для перевозки пассажиров.
И действительно, многие отмечают насколько чистые и аккуратные вагоны мозырских трамваем. Несмотря на приличный возраст, выглядят они как новые. И все благодаря качественному уходу. Обслуживают трамваи в главном производственном корпусе. Здесь помимо всевозможных ремонтных работ вагоны ежедневно чистят и моют. А раз в три года обязательный полный технический ремонт с покраской.
Сегодня трамваи оснащены современным радиооборудованием. С каждым вагоном диспетчер поддерживает связь на протяжении всего пути. Именно из центра управления — диспетчерской — регулируют время прибытия вагона и решают нестандартные ситуации на пути следования.
Трамваями управляют и мужчины, и женщины. Но стоит отметить, вопреки всем стереотипам, последних на порядок больше. Мужчин же чаще задействуют на спецтехнике. Там нужны не только опыт и профессионализм, но сила.
На работу как на праздник. Едва ли найдется в депо водитель, который не любит свою профессию. Для этих людей трамвай давно перестал быть просто средством передвижения. Спонтанное решение или мечта детства. У каждого водителя трамвая своя история.
Курсирующий трамвай можно смело назвать визитной карточкой города. История двух десятков лет до сих пор без проблем перемещается по путям и доставляет тысячи заводчан на работу. По вагонам сверяют часы, а на хорошую работу коллектива трамвайного управления равняются коллеги из других цехов. Сегодня уже нельзя и представить, как бы выглядел Мозырь без красных трамваев.
Екатерина Булатецкая, Вячеслав Пересыпкин