30 января 1975 года на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе получена первая товарная продукция — автомобильный бензин. И этот день стал точкой отсчета в истории предприятия. Сегодня оно является флагманом нефтехимической промышленности Беларуси и вносит весомый вклад в укрепление национальной экономики. В преддверии юбилейной даты корреспонденты sb.by поговорили с генеральным директором ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» Виталием Павловым об этапах развития, актуальных событиях и перспективных задачах предприятия.
— Виталий Петрович, полвека — это много по меркам человеческой жизни и всего лишь миг в масштабах истории. А как бы вы охарактеризовали 50‑летний период применительно к Мозырскому НПЗ? Он все еще молод или приблизился к золотому возрасту?
— Пятьдесят лет — это не много, но и не мало, учитывая, сколько всего сделано за это время на предприятии. Его характерная особенность — непрерывное развитие. Постоянные модернизации, внедрения новейших технологий и обновления техпарка — это закон, которому необходимо следовать в условиях жесткой конкуренции на рынке нефтепродуктов. Такой подход позволяет нам наращивать объемы производства, расширять ассортимент и улучшать качество продукции, то есть двигаться вперед.
К тому же в любой высокотехнологичной сфере, к которой относится и нефтепереработка, время идет еще быстрее, чем нам кажется.
Современный нефтеперерабатывающий завод не может быть «пожилым», сколько бы лет ему ни исполнилось. Если позволите метафору, Мозырский НПЗ — это спортсмен на пике карьеры, который должен ставить новые цели, стремиться побить собственные рекорды и побеждать сильных соперников на международной арене.
— А какой из уже пройденных этапов развития предприятия можно считать ключевым?
— В первую очередь отмечу, что само строительство завода стало эпохальным событием в жизни региона, существенно повлияв на его дальнейшее развитие. Как я и сказал, во все времена коллектив трудился в русле научно‑технического прогресса. Небольшой застой наблюдался лишь в постперестроечный период, когда принимались стратегические решения о том, в каком направлении идти дальше, проводилось акционирование. А уже с середины 1990‑х началась масштабная реконструкция и модернизация ряда технологических объектов. Важной вехой стал ввод в 2004 году комплекса каталитического крекинга. Решение о его строительстве принималось на уровне Президента, при содействии государства было обеспечено финансирование.
Не менее значимым объектом стал комплекс гидрокрекинга тяжелых остатков, позволивший повысить глубину переработки нефти и снизить производство мазута. Проект настолько масштабный, что далеко не все в экспертном сообществе верили, что нам это под силу. Но даже его реализация не стала финишем. Скорее — отправной точкой для дальнейшего развития.
Очевидно, что каждый из этапов был очень важным для своего времени и вместе с тем становился ступенькой для следующего. Это позволило нам выстроить ту технологическую цепочку, которая функционирует сегодня.
— Сейчас реализуется программа комплексного развития предприятия до 2030 года. Расскажите о том, что делается, и будущих задачах.
— Прежде всего продолжается модернизация ряда действующих объектов для повышения их эффективности и качества выпускаемой продукции. Требования постоянно растут, и мы стремимся им соответствовать.
Меняется и структура потребления, на что мы также должны реагировать. Например, если раньше самым востребованным был бензин АИ‑92, то сегодня его вытесняют марки АИ‑95 и АИ‑98. Соответственно, увеличиваем их производство, корректируя ассортимент.
Есть также стратегическое понимание необходимости развиваться в разных направлениях. Новой вехой для НПЗ становится выпуск нефтехимической продукции из имеющихся сырьевых компонентов. В обозримых планах строительство блока по производству пропилена и полипропилена. Над этим сейчас активно работаем.
Полный текст интервью здесь.