С Новым Годом!
Телеканал Мозырь

Сегодня:

м/с

% влажности

Ночью:

м/с

% влажности

Завтра:

м/с

% влажности

 
Рубрика: Новости

Многоликая вера разных конфессий

Во времена СССР религию отрицали. В партийном аппарате и госорганах процветал атеизм. Не одно поколение потеряло связь и забыло традиции, которые существовали сотни лет. Зачем красят яйца, пекут пасхальный кулич и освещают вербовые ветки, сегодня могут сказать единицы.
Рассказывает жительница города: «Мы воспитаны не в то время. Все были атеистами… А сейчас, конечно, отмечаем».
Но вместе с тем практически в каждой семье к Пасхе тщательно готовятся и пышно отмечают. К тем же, кто в храм приходит только по праздникам, у служащих церкви особое отношение. Скорее, скептическое.
Рассказывает Сергий Ванчуков, клирик Свято-Михайловского кафедрального собора: «Отношение — только придти и освятить куличики или яйца и даже не участвовать в Богослужении, не участвовать в молитве, в радостной встрече Благодатного огня, который привозят из Иерусалима, — конечно же, является некой частью… каким-то потребительским отношением к церкви. Хотелось бы, чтобы люди это прекрасно понимали, что важна прежде всего духовная радость и только потом радость для нашего живота».
В наши дни духовное обучение возвращается. В школах проводят факультативы и даже уроки. 15 школа — пионер в системе образования. Начиная с первого класса дети узнают о вере и культуре. А к празднику Пасхи школьники готовят подарки родителям. Простым языком молодому поколению рассказывают о драматических события в истории еврейского народа. Они-то и легли в основу празднования пасхи. Праздника, который отмечали задолго до возникновения христианства.
Рассказывает Василий Черняков, историк: «Традиция пасхальных торжеств связана с такими драматическими событиями в истории, в первую очередь, еврейского народа, которые происходили во времена так называемого египетского пленения, когда пророк Моисей пытался вывести евреев из Египта».
На помощь Моисею пришел ангел смерти. Чтобы египетский фараон отступил, ангелу пришлось умертвить всех египетских младенцев. Евреи не пострадали, так как их двери были помечены кровью ягненка.
Рассказывает Василий Черняков: «Празднование Песах стало прологом выхода евреев из Египта и обоснования их в современной Палестине на святой земле».
Для избранного народа — еврейской диаспоры — Пасха, или Песах, означает освобождение. Его празднование проходит скорее в грусти и воспоминаниях о непростой жизни предков. Даже традиционный стол, как своеобразное испытание, сплошь наполнен символичной пищей.
Рассказывает Мира Крапивская, руководитель клубной деятельности благотворительной организации «Хеседа-Эммануил»: «Евреи уходили в спешке. Они замесили тесто, но оно не успело взойти. Оно получилось опресноким. Из него получались обыкновенные лепешки. Только из воды и муки. Это и есть традиционное блюдо. Единственное, которое кушают 8 дней в диаспоре на праздник Песах».
Помимо прочего на специальном блюде — кеаре — выкладывают куриную косточку — это символ ягненка, которого принесли в жертву ради спасения. Смесь яблока, груши, орехов и вина называют Харасэт. Кушанье похоже на глину и символизирует рабский труд. Горькая трава моро и хрен показывают тяжелую жизнь еврейского народа. Яйцо — рабство.
Рассказывает Василий, историк: «Если евреи принесли в жертву животных, чтобы спасти себя, то с приходом Иисуса Христа он дает Новый завет, и все меняется. Он сам приносит себя в жертву, чтобы освободить род человеческий. Тем самым дать каждому путь к спасению».
Православные верующие и католики в Пасхе видят сакраментальный смысл. Воскресение Иисуса символизирует первую и на сегодня последнюю победу жизни над смертью. Пасха — радостный праздник жизни.
Рассказывает Ксендз Тадеуш, настоятель костела Святого Архангела Михаила: «Жить паводле того, что мы верим… Жить — это не может быть показухой. Это не должно быть просто символом этой вербы, посвященного яйца или булки… Это просто знаки, только знаки. Мы не можем остановиться на этом. Мы должны смотреть и думать глубже. Надо знать, что этот знак обозначает».
Вячеславу 26. Он бывший наркоман. Молодой человек пытался бороться с недугом 10 лет, но все было тщетно. Слава потерял семью, ребенка и друзей. Он уже перестал верить в себя, когда незнакомые люди смогли поверить в него. Сейчас он живет в реабилитационном центре и с ужасом вспоминает, как бездарно тратил жизнь.
Рассказывает Вячеслав: «После того, как я приехал в реабилитационный центр, я поверил в Бога, я начал его ощущать. Я стал относиться к людям по-другому. Не с потребительской стороны… Я хочу помогать людям. Теперь я вижу все с другой стороны».
Рассказывает Александр Аверьянов, руководитель движения «Право на жизнь»: «Вера без дел мертва. Если мы верим в Бога, значит это должно быть слышно не только из наших уст, но и видно из наших дел. Это должны видеть в нашей семье, на работе. Это должно видеть общество».
Многоликая вера разных конфессий сходится в едином — важно не только верить, но и проявлять эту веру. Например, каждый день делать как можно больше добрых дел.
Екатерина Булатецкая, Сергей Гараевский